Онлайн займ на карту


Где деньги, Зин? 07.03.2018

Где деньги, Зин?

Попробуем проследить историю миллиардных государственных субсидий для отечественной автомобильной промышленности, а также – разобраться, как менялись приоритеты чиновных «вспоможителей» в разные годы и что нас ждет в нынешнем году.
Александр ЛОСКУТОВ

Первая программа господдержки автопрома, принятая после кризиса 2008 года, впервые ввела понятие льготного автокредита. Государство субсидировало процентные ставки по кредитам для граждан на приобретение автомобилей ценою до 350 тысяч рублей и выпущенных при этом исключительно в России. Размер субсидии составил две трети ставки рефинансирования. На программу было выделено 2 миллиарда рублей, и действовала она до конца 2011 года, обеспечив почти треть выдачи всех автокредитов.
Кроме того, государство увеличило закупки техники российского производства. На приобретение автомобилей для федеральных нужд было направлено 12,5 миллиарда, дорожной техники – 40 миллиардов, муниципального автотранспорта – 30 миллиардов рубликов. Дополнительно было привлечено 5 миллиардов на закупку автотехники по лизингу для нужд сельского хозяйства. Тогда же были повышены таможенные пошлины. А еще правительство обнулило тарифы на железнодорожные перевозки автомобилей из Европейской части страны в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
А в марте 2010 года была запущена программа по утилизации старых авто и субсидированию покупки новых. По условиям акции, сдавая машину в утиль, собственник получал компенсацию в 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля российской, естественно, сборки. Программа оказалась весьма востребованной – первые 200 тысяч сертификатов на сумму в 10 миллиардов разошлись за три с половиной месяца, и правительству пришлось вновь выделять средства. В конце 2010 года было принято решение продлить «утилизационную» программу на 2011 год. Тогда дополнительно изыскали аж 14 миллиардов рублей.
Вступление России в ВТО означало снижение ввозных пошлин на автомобили. Базовая ставка для новых легковушек составила 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150. При этом физлица должны были платить лишь десятую часть базовой ставки, а юридические – половину. Ввоз подержанных машин стоил дороже, но все равно пошлины не становились запретительными. Тогда в качестве защитной для отечественного автопрома меры осенью правительство ввело утилизационный сбор для импортируемых автомобилей, что фактически закрыло российский авторынок для подержанных машин из Европы.
Во втором полугодии 2013 года в России вновь заработала программа льготного кредитования, позволявшая купить машину отечественной сборки стоимостью не более 750 тысяч рублей с минимальным взносом в 15 процентов. По этой программе была реализована каждая десятая машина. Однако утилизационный сбор стали взимать не только с импортируемых автомобилей, но и с собранных в России. Уравнять всех пришлось по требованию Евросоюза, который счел сбор протекционистской мерой.
В начале 2014 года на фоне очередного нарастающего кризиса в России госпрограммы, стимулирующие продажи легковых автомобилей, не работали. Акцент был сделан на поддержку развития грузовой отрасли. Однако в сентябре правительство все-таки перезапустило программу утилизации, возобновив выдачу сертификатов на покупку новых легковых авто российского производства. 
2015 год. В апреле правительство вернуло программу льготного автокредитования. Государство субсидировало банкам две трети ключевой ставки ЦБ, которая на тот момент составляла 11 процентов. Программа распространялась на автомобили российского производства стоимостью до 1 миллиона рублей. А в мае стартовала госпрограмма поддержки лизинга легковых машин, которая позволяла получить 10-процентную скидку на авансовый платеж в размере до 500 тысяч рублей на один автомобиль.
В начале 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении российскому автопрому 50 миллиардов рублей субсидий. Кроме того, государство выделило 3,3 миллиарда на компенсацию стоимости транспортировки экспортируемых транспортных средств до границы, а также доведение этих машин до стандартов других государств. С учетом денег, доставшихся отечественным предприятиям на развитие, к концу года автопром получил рекордные 137,7 миллиарда. К тому же программу льготного автокредитования распространили на автомобили ценой до 1,15 миллиона рублей.
В прошлом году государство выделило автопрому в общей сложности 62,5 миллиарда рублей. Продолжала действовать программа утилизации, а на смену мерам, направленным на обновление парка, пришли специализированные программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». На них было выделено 17,4 миллиарда. Еще 10 миллиардов рублей власти направили на продолжение 
госпрограммы льготного автокредитования. В начале года она распространялась на автомобили российского производства не дороже 1,15 миллиона, но в мае предельная цена возросла до 1,45 миллиона рублей. 
Также постоянно продлялась программа льготного автолизинга, на которую было потрачено около 10 миллиона рублей. Кроме того, было выделено 6 миллиардов на покупку автомобилей скорой помощи и школьных автобусов для регионов и 5 миллиардов – предприятиям автопрома для приведения техники в соответствие с требованиями иностранных рынков для поставок на экспорт.
В 2018 году на поддержку автопрома направляется более 35 миллиардов рублей, включая 16 миллиардов — на адресные программы. Еще 2,5 миллиарда выделяются на поддержку приобретения машин на газомоторном топливе, 1,5 миллиарда потратят на субсидии для электротранспорта, а оставшиеся деньги пойдут на субсидии по кредитам и лизингу. Государство продолжит компенсировать утилизационный сбор, а вот льготных пошлин на автокомпоненты не будет.
Под вопросом пока остается существование режима промсборки, который давал финансовые преференции сборочным предприятиям в обмен на локализацию производства. Вероятно, к 2019 году в России появится новый механизм поддержки автопрома, разработкой которого займутся Минэкономразвития совместно с Минпромторгом.




Возврат к списку