29.01.2014

Закон суров, но он пока не работает

Александр ЛОСКУТОВ

Изменение классификации транспортных средств состоялось. Изменения в «автоэкзаменационных» порядках только предстоят. 

«С этого года некоторым автомобилистам и мотоциклистам нужно будет пересдавать на права. Российским авто- и мотолюбителям придется повторно проходить обучение в автошколе», – такими заголовками пестрел на днях интернет. Позвольте, господа, с какого, собственно перепугу? А «творцы» новостей ссылаются на некие поправки в «документ, регулирующий безопасность на отечественных автодорогах» и на высокопоставленных чиновников, рассуждающих о том, что «соответствующие законодательные акты» до сих пор не подкреплены необходимыми для их осуществления регламентами, и потому, дескать, «в ГИБДД есть распоряжение о приостановке всех правонарушений по данной тематике». 

Пришлось разбираться. Перспектива вернуться за автошкольную парту, а потом вновь предстать перед инспектором на экзамене по вождению, согласитесь, вряд ли может обрадовать. Вникнув в суть «паникерских» выступлений интернет-изданий, понял, что речь в них идет о введении в нашей стране новой классификации транспортных средств. Событие, несомненно, имеет место быть и влечет за собой весьма ощутимые последствия, но отнюдь не такие страшные. В свое время «Калининградская правда» подробно об этом писала. Потому напомним вкратце. 

Прежде всего, обучение в автошколах и прием экзаменов в ГАИ теперь, действительно должны осуществляться по новым категориям и подкатегориям. Например, для управления мопедом нужно получить водительское удостоверение категории М, легким мотоциклом (с рабочим объемом двигателя менее 125 «кубиков») – категории «А1», тяжелым мотоциклом – категории «А». То есть прежние категории разделили на подкатегории и добавили к ним новые – мопеды, трамваи и троллейбусы. Соответственно изменились и водительские удостоверения. Но…

Открываем Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Статья 25, пункт 7. Читаем: «Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1»». И так далее. Короче говоря, за некоторыми незначительными исключениями водителю, имеющему в правах какую-либо «открытую» категорию, разрешено кататься на машинах, относящихся к любой подкатегории этой категории. Звучит несколько заумно, но по сути, думаю, понятно.

Получается, никому не нужно доучиваться и «переэкзаменовываться» лишь для того, чтобы «перейти» с категории на подкатегорию. А что касается мопеда (для управления им теперь тоже необходимо иметь права), достаточно любой категории. 

Отдельная история – тип коробки переключения передач. Закон в его нынешней редакции определяет, что «лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией». То есть, если учился ездить и сдавал экзамен на машине с «автоматом», будь добр, выбирай автомобиль с АКПП. Зато тем, кто экзаменовался на «механике», прописано в документе, разрешается кататься на авто с любым типом трансмиссии.

С изменениями в федеральном законе вроде бы разобрались. Но чтобы нововведения начали действовать, необходимы подзаконные акты. Автошколам – новые программы. Автоинспекторам – регламенты. МРЭО – «корочки» нового образца. Как сообщили в пресс-службе областного управления ГАИ, ничего из вышеперечисленного пока нет. Когда появится? А это уж, как водится, – как только, так сразу.





Возврат к списку