Начало Польши


24.08.2016

Начало Польши

Автопутешествие на один из самых популярных курортов соседей. Самая северная точка страны. Жемчужина природы. Один из весьма популярных курортов. Военный форпост. Конечный пункт сегодняшнего маршрута – польский город Хель.

Борис ЗУЙКОВ

Расстояние от Калининграда – 265 километров. Едем через Эльблонг, Гданьск на Владыславово, а потом – по Хельской косе, как говорится, до упора. Да, есть в Гданьском заливе еще одна коса, очень похожая на наши Балтийскую и Куршскую. Длиною, правда, поменьше – всего 33 километра. По-польски она называется Межея-Хельска и отделяет Пуцкую бухту от Балтийского моря. 

Населяют косу и по сей день (в отличие от куршей) кашубы – потомки древнего славянского племени, сохранившие вопреки всем историческим коллизиям национальный язык и культуру. Потому в Кашубии, входящей сегодня в состав Польши, дорожные указатели – на двух, пусть очень близких, но все-таки разных, языках: польском и кашубском. А неофициальной столицей кашубской этнической территории считается город Картузы. 

Частью Польши Межея-Хельска стала после Первой мировой войны. Сознавая важное стратегическое значение косы, поляки превратили ее в военный укрепрайон. А 1 сентября 1939 года польские позиции на косе атаковали войска нацистской Германии. Оборона длилась около месяца и стала одной из первых битв Второй мировой. В послевоенное время войска с Хельской косы, понятное дело, не отвели, но это – тсс – большая тайна.

Впрочем, кроме военной «специализации» коса обрела еще одну «специальность» – сервис и туризм. Тянущиеся вдоль побережья пролива уютные пляжи, огражденные десятиметровыми порой дюнами, густые сосновые леса подвигли зажиточных панов, артистический бомонд и успешных политиков считать хорошим тоном летний отдых на Хельской косе. Во исполнение сиих желаний косу в 1922 году пронизала железнодорожная ветка, доставлявшая обеспеченных курортников к элегантным пансионатам и нарядным гостиницам.

Так вот на оконечности косы и располагается город Хель. Местных жителей – всего-то чуть более четырех тысяч человек. Зато туристов… Ну, очень много. Привлекают их сюда прекрасно оборудованные пляжи, морской воздух, напоенный ароматами сосен, многочисленные кафешки и ресторанчики, где готовят свежевыловленную рыбу (по-кашубски – особенно вкусно, рекомендую) и всяческие достопримечательности, куда ж без них.

Последние местные власти всячески лелеют, а порой попросту придумывают. Дело в том, что первоначально Хель располагался на полтора километра западней. Выросший из рыболовецкой деревушки, он получил права города еще в XIII столетии из рук Поморского Князя Свентопэлка II. Но штормовые ветры и движущиеся пески заставили горожан переселиться в XV веке на новое место. Потому особых древностей в нынешнем Хеле не сыщешь. 

Самая старинная достопримечательность – костел Петра и Павла, воздвигнутый в XV веке. Ныне храм не исполняет своих сакральных функций – в нем расположились экспозиции музея рыболовства – отделения Гданьского народного морского музея. По соседству с музеем проходит весьма живописная улица Вейска. Здесь сохранились фахверковые и кирпичные рыбацкие домики, характерные для кашубской деревни.

Еще один знаковый объект – морской маяк. Он действующий, но на смотровую площадку можно при желании подняться. Маяк был построен в 1942 году, однако имеет долгую, насыщенную событиями историю. В «домаячные» времена парусники, следующие в Гданьск, вынуждены были огибать тридцатикилометровую косу, трудноразличимую в сумерках, и частенько садились на окружающие мыс мели. Вот и стали тогдашние жители Хеля разжигать на косе сигнальные костры, дабы пополнить скромные доходы, приносимые прибрежным рыбным промыслом. Ведь с каждого проходящего судна взимался специальный маячный сбор.

Первый настоящий маяк появился в Хеле в шестнадцатом веке. Тогда огонь зажигали на церковной башне. В 1640 году построили самостоятельный деревянный маяк, однако спустя 27 лет он сгорел. Очередная попытка восстановить навигационное сооружение в Хеле увенчалась успехом только 100 лет спустя – в 1790 году. Только маяк оказался «малорослым», и подросшие деревья напрочь его закрыли. 

Следующий маяк строили аж 20 лет: с 1806 до 1827 года. Круглая кирпичная башня имела высоту 42 метра, а лампа работала на рапсовом масле, которое в 1926 году заменил керосин. Электричество появилось только в 1938 году. Во время Второй мировой войны немцы маяк снесли, поскольку он служил отличным ориентиром для вражеских бомбардировщиков. Впрочем, интересы флота оказались важнее. Тогда в десяти метрах от прежней возвели новую, стоящую и поныне восьмиугольную кирпичную башню.

Стоит заметить, что войны оставили в «наследство» Хелю множество фортификационных сооружений, многие из которых – настоящие памятники инженерного искусства да к тому же открыты для посещения. Наиболее грандиозная постройка того времени – самая большая в мире артиллерийская береговая батарея Шлезвиг Хольштейн, на которой была установлена пушка калибром аж 406 миллиметров. 

Кроме всего прочего в Хеле базируется Морская станция океанографического института Гданьского университета, или попросту тюленариум. Здесь разводят балтийских тюленей. Потомство выпускают в море. А для посетителей устраивают настоящие цирковые представления с ластоногими артистами в главных ролях. Неподалеку – дом морсвина. Маленький музейчик, посвященный близким к дельфинам морским животным, обитающим и в Балтийском море. 

А еще у берегов Хеля затопили настоящий военный корабль «Брыза» – специально для любителей понырять с аквалангом. 





Возврат к списку