Без проколов


24.08.2016

Без проколов

Дожди заполнили дорожные ямы, скрыв их порой весьма небезопасное содержимое. В таких условиях водителям приходится быть особенно аккуратными, чтобы не повредить резину. Потому предлагаю помечтать о шинах, не боящихся проколов.

Александр ЛОСКУТОВ

Первые резиновые шины, накачанные воздухом, появились в конце XIX века. В результате поездка сделалась более комфортной, но появились и закономерные неприятности. Первый прокол резиновой шины был зафиксирован в 1889 году. С тех пор над каждым автомобилистом висит дамоклов меч опасности проколоть колесо. Впрочем, современные технологии позволили создать покрышки, не боящиеся таких повреждений.

Считается, что первые безвоздушные шины были разработаны военными исследователями Соединенных Штатов Америки. Подобные шины должны были сберечь жизнь солдат, которые здорово рисковали, меняя колеса во время боевых действий. Работа над безвоздушными шинами началась в 2002 году компанией Resilient Technologies. Первый прототип был разработан в 2007 году и назывался Airless: Resilient NPT. Испытания он прошел через два года.

Конструкция покрышки напоминала пчелиные соты, «обернутые» резиновым ободом. Такое колесо оказалось способным выдерживать очень тяжелые автомобили и продолжать функционировать даже с частично (до 30 процентов) разрушенными сотами. При этом колеса хорошо амортизируют, «обтекают» неровности и 
обеспечивают устойчивое движение.

Инженеры известной французской фирмы Michelin долго искали баланс между жесткостью и мягкостью своих покрышек. В итоге было разработано колесо Tweel, в котором используются плоские спицы из резины, соединенные с внешним и внутренним ободами. Спицы хорошо поглощают удары по вертикали и не деформируются при боковых нагрузках. Кроме того Tweel весит намного меньше, чем обычное колесо, и отличается более длительным сроком службы. В числе минусов французской разработки: высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность и невозможность регулирования жесткости. 

Покрышки Runflat не относятся к безвоздушным, но они имеют интересную особенность – в случае прокола покрышка не теряет 
сцепления с дорогой, и на ней можно доехать до сервиса. Это обеспечивается максимальным усилением боковых частей – сдувшаяся шина просто не продавливается диском, и на колесе можно некоторое время продолжать движение. 

Усиление боковин происходит разными способами. Одни производители используют дополнительные ребра жесткости в форме полуколец, другие применяют многослойные боковины. К недостаткам таких шин относятся низкий комфорт езды (вы прочувствуете все неровности дороги), высокий уровень шума, дороговизна и большой вес. 

Корейцы из фирмы Hankook реализовали свое видение безвоздушных шин. Это неоткрытые и незакрытые покрышки: у них есть боковины, но они разрезные. Например, шины eMembrane самостоятельно изменяют профиль пятна контакта в зависимости от скорости движения. На малой скорости колесо снижает трение и экономит топливо, а на высокой – лучше держит дорогу и повышает управляемость. 

Колесо Tiltread состоит из трех сегментов, которые позволяют изменять вертикальный наклон, что повышает легкость прохождения поворотов на скорости. А концепт MagTrack предполагает наличие магнитного поля, удерживающего две части колеса. Получается нечто, похожее на магнитную подушку.

Российские конструкторы особо не заморачиваются. Для военной автотехники они используют особые противовзрывные вставки в шины и систему автоматической подкачки. Такое оборудование позволяет двигаться после повреждения шины еще 50 километров.





Возврат к списку