Лишних билетиков не было


С днём победы

Лишних билетиков не было 18.05.2017

Лишних билетиков не было

Шестьдесят лет назад состоялась премьера легендарного спектакля. Эта постановка была обречена на успех – ведь в основу пьесы легла одноимённая повесть-бестселлер, написанная на местном материале.

Влад РЖЕВСКИЙ

Итак, сначала было слово. Точнее, рукопись. Считается, что премьера этого шпионского детектива о поисках сокровищ в бывшем Кёнигсберге состоялась на страницах газеты «Страж Балтики». Дескать, автор был военным моряком, вот и пристроил свой первый опус в профильное издание.

Ни одного номера «Стража Балтики» с повестью о вилле «Эдит» мне пока встречать не приходилось. При этом точно могу сказать, что с 15 августа по 28 сентября 1956-го она печаталась в областной молодёжке «Калининградский комсомолец». Так, может, премьера была всё же там?

Газетная «бомба»

В очередном номере – следующая глава, что-то вроде сериала в газете. Подзабытая ныне, тогда такая форма представления новых произведений была весьма популярна. Правда, зачастую газетной публикацией всё и завершалось. Ведь что это были за тексты? Нехитрое чтиво, где главное – лихо закрученный сюжет. Чтобы читателю не терпелось узнать: что же там дальше будет, каким окажется финал?

«Вилла» идеально подходила под эти стандарты. Тем не менее никто не предполагал, что её публикация станет «бомбой», которая по нынешним меркам «взорвала бы интернет».

Чтобы вспомнили

Было время, многие калининградцы знали чуть ли не наизусть эту повесть. Но сегодня, думается, напомнить содержание не будет лишним.

Незадолго до штурма в Кёнигсберг забросили разведгруппу. А там, в «логове фашистского зверя», наших нелегалов ждала дочь немецкого генерала Эдит Хеймнитц (на самом деле – Нина, советская разведчица). Лишь она могла добыть сверхсекретный план городских подземелий с указанием тайников, где спрятаны награбленные нацистами культурные ценности и в том числе – Янтарная комната.

В последний момент операция сорвалась, Нина погибла. Но один из разведчиков никак не может забыть смелую и красивую девушку. Десять лет спустя он приехал в бывший Кёнигсберг. Однако неожиданная встреча в Калининграде не оставит ему времени на ностальгию – рискуя жизнью, снова придётся вступить в схватку с врагами…

Читали и… копали

А теперь давайте вспомним, на какую почву легла эта повесть.

В бывшей Восточной Пруссии только глухой не слышал баек о спрятанных немцами кладах и подземном Кёнигсберге. Немало новых хозяев янтарного края шуровали по руинам, порой действительно находя что-то ценное. Однако ходы, ведущие в подземный город, никто никак не мог обнаружить.

Тема кёнигсбергских подземелий была полузапретной, официально не обсуждаемой. И вдруг появляется детектив, и всё там так реалистично описано. В общем, газеты с текстом повести зачитывали до дыр. После чего отправлялись к «прототипу» виллы (дом № 180 по проспекту Победы). Сколько там перебывало самодеятельных поисковиков! И юных романтиков, и солидных прагматиков. Вокруг всё было перекопано в поисках колодца, через который книжные персонажи попадали в подземный ход. 

Тогда же рождались «страшилки», связанные с виллой. Например, такая. Двое парней открыли нужный люк, первый полез вниз – и пропал. Вызвали милицию. Двое стражей порядка спустились – и тоже пропали. После этого люк замуровали, а всех очевидцев выселили в другие города, да ещё взяв с каждого подписку о неразглашении…

С бумаги – на сцену

И вот в октябре 1956-го директор областного драматического театра Андрей Зулуматов, рассказывая о репертуаре нового, десятого театрального сезона, сообщил: началась работа над спектаклем по «популярной у нас в области повести».

Поначалу премьеру планировали на 23 февраля – к 39-й годовщине Советской Армии. Но в итоге этой постановкой театр решил ещё и завершить сезон. Что, как известно, особенно почётно.

Новую дату премьеры назначили на 17 мая 1957-го. Только опять не сложилось. 18-19 мая у нас шумел первый областной фестиваль молодёжи – местная «увертюра» к Всемирному фестивалю, который 28 июля должен был начаться в Москве.

Конечно, масштаб калининградского праздника несравним со столичным. Тем не менее по нашим меркам это было просто грандиозно. Под торжества отдали все лучшие площадки. А в подготовке и проведении праздничных мероприятий задействовали все лучшие творческие силы.

В общем, в те дни облдрамтеатру оказалось не до премьер. Памятуя классика: Боливар не вынесет двоих. И спектакль перенесли – на 21 мая.

Разгромная критика

Впрочем, перенос, пожалуй, лишь добавил ажиотажа – лишних билетиков не было. Затем – опять аншлаг. За ним – ещё и ещё. Зритель ломился на новый спектакль.

Но не все восторгались. Была и критика. Да какая! Уже 26 мая в «Калининградском комсомольце» вышла первая рецензия на спектакль по «Вилле». Статья была разгромной. Один заголовок чего стоил – «Когда актёры бессильны». Суть рецензии: «Вместо того чтобы воспеть подлинный героизм советских людей, их гуманизм и любовь к Родине, авторы пьесы создали низкопробный детектив, рассчитанный на самые нетребовательные вкусы зрителей». А резюме и вовсе – как гвоздь в гроб: «Первая крупная неудача театра в этом сезоне».

Рекорд за рекордом

Правда, следом в нашей газете рецензента-«комсомольца» поправил один кандидат наук. Мол, отдельные недостатки в постановке есть, однако в целом…

На мой взгляд, ближе к истине всё же автор первой рецензии. И повесть, и написанная на её основе пьеса никак не тянут на шедевр. Сырой сюжет, вместо людей – какие-то схемы, тяжеловатый слог, множество штампов.

Однако красоты стиля не всегда имеют решающее значение. Вот и в случае с «Виллой» куда важнее оказалось то, что шпионские страсти-мордасти происходили «у нас». За это местные читатели-зрители прощали все огрехи.

На радость всем им в июне 1958-го повесть наконец вышла в виде книги – с прилавков её сметали! Продолжал триумфальное шествие и спектакль. Так, 29 июня 1958-го его показали уже в сотый раз, причём опять же – ещё и закрыв им очередной сезон. А 24 октября 1959-го был сыгран уже 150-й спектакль. Рекордное количество объясняется прежде всего тем, что этот театральный хит зачастую показывали дважды в день – утром и вечером. Кроме того, «Вилла» была обязательным пунктом репертуара во время традиционных летних гастролей нашей «драмы».

Триумфальное возвращение

Лишь через пять лет интерес к этому спектаклю стал падать, и он тихо сошёл со сцены. Кстати, противники успели лягнуть его «на посошок» – к сожалению, на сей раз уже со страниц «Калининградской правды». Подводя итоги сезона 1961-62, рецензент в числе прочего так отозвался о «Вилле»: «Разве украшал репертуар двести с лишним раз сыгранный детектив, рассчитанный лишь на внешнюю занимательность, пьеса, в которой наши враги изображены в нарочито оглуплённом виде, что отнюдь не способствует воспитанию бдительности советских людей, принижает величие подвига, совершённого ими в годы войны».

Казалось, на том должна была бы и закончиться история этого спектак-ля. Ан нет! Под занавес 60-х его решили восстановить.

Премьера новой версии старой пьесы состоялась 14 мая 1970-го. Затем этой постановкой по традиции и очередной сезон закрыли. И что же? «Вилла» снова стала хитом! Причём опять-таки её нередко давали не один, а даже по два раза в день.

Больше у нас такого не бывало…

Но кто знает, может, ещё будет? Во всяком случае в «драме» помнят про «Виллу». И в рамках подготовки к своему 70-летию уже даже обсуждали возможность возвращения в репертуар легендарного спектакля.

А ещё у нас всё чаще звучит команда «Мотор!». Правда, пока снимают на «привозных» сценариях. Однако если однажды киношники обратят внимание на местный материал, то «Вилла» – первая в очереди на экранизацию. По ней можно и фильм снять, и сериал. И, думается, это будет получше, нежели «Воин» или «Налёт».





Возврат к списку