13.08.2014

«Грузия-фильм» на прусской натуре

Влад РЖЕВСКИЙ

Полвека назад у нас снимали одну из лучших лент о войне. В советские годы была создана целая фильмография, связанная с Великой Оте-чественной. Многие из тех картин, увы, давно забыты – не выдержали испытания временем. Но фильм «Отец солдата» смотрят и поныне, испытывая всё те же чувства…

Вся съёмочная группа этой ленты прибыла в Калининград в середине августа 1964 года. А чуть раньше остальных приехал главный художник фильма Зураб Медзмариашвили. Он должен был заранее подобрать натуру для съёмок.

– Сейчас мои коллеги заканчивают работать в Риге, – рассказал тогда Медзмариашвили нашей газете. – А у вас мы будем вести завершающие натурные съёмки.

Однако те съёмки стали не просто завершающими. Именно у нас была снята кульминация фильма – долгожданная встреча отца с сыном.

Между прочим, в начале этого эпизода советские воины штурмуют здание, которое позже стало Дворцом культуры моряков (в 1964-м бывшая кёнигсбергская биржа ещё стояла в руинах). А в конце боя на крышу якобы всё того же здания солдаты поднимаются уже… на другой стороне реки Преголи, среди развалин Королевского замка. Такие, в общем, «комбинированные» съёмки.

Правда, этот киношный трюк обычно не замечает даже знающий историю своего города зритель-калининградец. Потому что натура наша выступает там хоть и убедительным, но всё же – только фоном для главного. И сложно переключиться, отвлечься от главного. Три года пожилой отец искал ушедшего на войну сына. Сам стал солдатом (добившись этого в порядке исключения), сполна испил фронтовую чашу. И вот наконец нашёл сына. Нашёл, чтобы успеть лишь на миг увидеть его живым, закрыть ему глаза и похоронить в чужой земле…

Растение преткновения

В янтарном крае снят и другой эпизод, который вспоминают едва ли не чаще, чем сцену с погибающим сыном. Любой, кто смотрел «Отца солдата», конечно, помнит этот момент: главный герой, виноградарь из Грузии, в «логове фашистского зверя» вдруг видит словно родное лицо – виноградник.

Как же здорово Серго Закариадзе сыграл эту встречу! Впрочем, он её не сыграл – прожил. Вот, не веря своим глазам, старик нежно, как с дорогим человеком, разговаривает с лозой, даже что-то поёт ей. А вот уже – яростно бросается на танкистов. Проверяя свою машину после ремонта, они попёрли на ней прямо на виноградник. Хотя рядом была дорога.

Наверняка многие ловили себя на том, как во время этих кадров в них происходит некая зрительская эволюция. Поначалу испытываешь солидарность с парнями-танкистами: мол, нашёл дед-грузин, что защищать – вражеский виноград! Правильно, дави его! И вроде как последний, итожащий «диспут» аргумент должна прозвучать фраза:

– А ты видел, что они у нас делали?!

Но для старика этот аргумент – не аргумент:

– Это они делали! А ты что, фашистом стал, да?!

За происходящим между тем с любопытством наблюдают немецкие малыши.

– Вот мальчик, – указывает старик особо ретивому танкисту. – Стреляй!

– Скажешь тоже. Что я, фашист, что ли…

– А виноград тебе не жалко? Он же живой! Ему не больно, да? Ты его не сажал, не пахал, ты только виноград кушать любишь! Такой молодой, ещё ни одного дерева не посадил, а такой сад портишь… Давай назад!

И танкисты сдают назад…

Сколько тут мудрости, правды, подлинных чувств. Вспоминается и то, сколько наломали у нас в своё время дров, вот так же бессмысленно круша, уничтожая.

А ещё невольно приходит на ум: кто мог подумать, что тема фашизма 70 лет спустя вновь зазвучит столь актуально…

Кирха, танки и лоза

Снимали этот эпизод в посёлке Корнево Багратионовского района, около кирхи. Теперь от неё уцелел лишь обломанный «зуб» башни. Такой непрезентабельный вид кирха обрела в 70-х, когда её решили пустить на кирпич. А вот в 1964 году она выглядела ещё неплохо. Особенно если учесть то, какими жестокими и затяжными оказались бои за город Цинтен – нынешний посёлок Корнево, когда от многих зданий остались лишь руины.

Кстати, снимали в Корнево не только потому, что здесь нашлась подходящая натура. В ту пору в посёлке стояли танковые части. Так что необходимые для эпизода танки откуда-то издалека гнать не пришлось.

Старожил нашей области Иван Киянский тогда тоже служил в Корнево. По словам Ивана Николаевича, съёмки стали событием в жизни посёлка. В частности, народ был впечатлён тем, как киношники за день «вырастили виноград». Ведь на самом деле на поле, где шли съёмки, был (и есть) обыкновенный пустырь. И вдруг там раскинулся целый виноградник.
Бутафория эта в фильме и впрямь смотрится как живая. Тем не менее виноград в янтарном крае – отнюдь не фантастика, не выдумка сценариста, притянутая за уши ради «остроты» сюжета. Виноград можно было встретить в Восточной Пруссии. И сегодня у нас кое-где энтузиасты выращивают это теплолюбивое южное растение.

К слову, как раз в те дни, когда в области шли съёмки фильма «Отец солдата», наша газета рассказала о том, какой замечательный виноград выращивает в Краснознаменске Василий Толмачёв – рабочий леспромхоза и садовод-любитель.

Вас здесь не стояло

А вот какую историю поведал мне другой старожил нашего края – Вениамин Ильинов.

Как рассказывал Вениамин Кузьмич, дело было в сентябре 1964-го. Вечером исполнитель главной роли Закариадзе пешком возвращался в гостиницу после очередного съёмочного дня. Признать в нём народного артиста СССР было нелегко. Со съёмочной площадки он ушёл прямо в помятой солдатской гимнастёрке, в которой снимался.

Ныне в доме № 55 по проспекту Мира в Калининграде располагается магазин «Игрушки» (в правом крыле, на углу). Тогда же там был кулинарный магазин. В него-то и зашёл по пути актёр.

Тот осенний день выдался по-летнему тёплым. Всем хотелось пить. А в магазине был отдел «Соки-воды», где могли предложить газировку с сиропом или без, минеральную воду, томатный сок.

Войдя в магазин, Закариадзе направился прямо к сатуратору.

Между тем сбоку в отдел выстроилось несколько человек.

– Куда прёшь без очереди, чёрт небритый! – раздалось оттуда.

Серго Александрович растерянно замер. Оказавшись единственным в отделе, кто его узнал, Ильинов решил выручить Закариадзе.

– Дорогие земляки, это же известный артист! Сейчас он снимается в нашем городе. Уже и в газетах об этом писали. В общем, человек устал, не заметил вас…

Но в очереди, судя по всему, не было поклонников кино. Так что речь Ильинова вызвала лишь ещё больший праведный гнев. Правда, теперь ругались уже на «шибко грамотного», забыв о «наглом солдате». А тот, оторопевший от подобного приёма, что-то пробормотал по-грузински, махнул рукой и вышел из магазина, так и не утолив жажду.

Кстати, Ильинову этого тоже не удалось сделать. Очередь в итоге настолько разошлась, что он предпочёл пойти выпить сока где-нибудь в другом месте…

В числе «самых-самых»

Вот уже более двадцати лет минуло, как распался СССР. Некогда «братские республики» разошлись в разные суверенные стороны.

Последние годы отношения между Россией и Грузией сложные, немало сделано для того, чтобы вбить между нами клин. Но какие бы политические ветры перемен ни задували, мы по-прежнему с удовольствием смотрим старое доброе кино от студии «Грузия-фильм». А пересмотрев того же «Отца солдата» понимаешь: дружба народов – не пустой звук…

«Отец солдата» давно и по праву входит в золотой фонд отечественного кинематографа. А пять лет назад «Калининградская правда» провела опрос, предложив читателям назвать любимые фильмы, снимавшиеся в янтарном крае. В итоге получилась «лучшая десятка», в которую вошли картины, набравшие больше голосов (были чаще упомянуты). Конечно, не обошлось там без «Отца солдата». Вообще же список получился таким:

1. «Был месяц май» (1970);
2. «Весна на Одере» (1967);
3. «Встреча на Эльбе» (1949);
4. «Двадцать дней без войны» (1976);
5. «Дорогой мой человек» (1958);
6. «Мир входящему» (1961);
7. «Отец солдата» (1964);
8. «Судьба человека» (1959);
9. «Щит и меч» (1968);
10. «Я – русский солдат» (1995).

Цвет ему к лицу

С некоторых пор появилась мода раскрашивать старые чёрно-белые ленты. Считается, что это их осовременивает, делает ближе молодёжи.

Что касается меня, предпочитаю смотреть чёрно-белые оригиналы. А «раскраски», на мой взгляд, получаются какими-то выхолощенными.

Однако в случае с «Отцом солдата» (премьера его «колоризованной», цветной версии на ТВ состоялась 10 мая 2013 года), по-моему, вышло удачно. Кино полувековой давности действительно словно заиграло новыми красками.

Впрочем, даже раскрашенный его вариант смотрят всё же не ради «цвета». И не знаю, как вам, а мне приятно, что калининградская натура помогла в съёмках этого замечательного фильма.






Возврат к списку