10.09.2014

Эх, прокачусь!..

Сегодня мы избаловались. Если есть деньги, можем поехать в любую точку на планете. А вот в прежние времена…

Так, 65 лет назад фурор среди калининградцев вызвало приглашение управления речного порта на прогулки по воде. Тогда ведь даже по Калининграду большинство передвигалось в лучшем случае на переполненном трамвае. В других городах области и этого не было: из пункта А в пункт Б народ и вовсе добирался кто во что горазд. Нередко – на попутной телеге. Но это всё же лучше, чем топать на своих двоих.

Туго, короче, было с общественным транспортом, не хватало даже для деловых перевозок. Не говоря уже о развлекательных поездках. Ничего не попишешь – разруха. Потому даже в законные выходные не на пикник отправлялись, а на субботник или воскресник.

И вдруг – такая роскошь: в воскресенье прокатиться на пароходе. Немудрено, что всё лето 1949 года у речников не было отбоя от желающих стать участником «массовой прогулки». Кстати, обратили внимание, как в рекламе названы Преголя и Калининградский залив? К тому времени оба они давно были переименованы. Однако их новые названия не очень-то приживались. Так что и в официальных бумагах зачастую писали: Фриш-Гаф, Прегель. А то иначе многие могли не понять, о чём, собственно, идёт речь.

* * *

Пять лет спустя, в 1954-м, внутриобластные пассажирские перевозки были уже налажены. Но ведь нет предела совершенству. И для тех, кому хотелось ехать быстрее и комфортнее, 60 лет назад дирекция автотранспортной конторы Калининграда предложила невиданную у нас доселе услугу. А именно – с ветерком и шиком добраться до нужного вам пункта по четырём особенно популярным направлениям.

Роскошные даже по западным меркам таксомоторы (созданные на базе автомобиля представительского класса «ЗИМ-12») отправлялись с конечных остановок (в областном центре это была площадь Победы) при заполнении всех шести пассажирских мест. Правда, допускалось отправление и не со всеми занятыми сиденьями. В том случае, если кто-то нетерпеливый был готов заплатить и за свободные места.

Тариф, к слову, был 50 копеек за один километр пробега. Таким образом, проезд, скажем, из Калининграда до Балтийска на такси обходился в 25 рублей с человека.
Для сравнения: номер «Калининградки» тогда стоил 20 копеек. То есть по тем временам «четвертной» – это были приличные деньги. И 25 «рэ» за такси, чего уж там, дороговато. Но зато – красиво!

* * *

Минуло ещё десять лет. И в 1964-м калининградский парк общественного транспорта уже настолько развился, что смог себе позволить вводить «грибные» маршруты.
До этого не имевшие личного транспорта грибники (то есть – подавляющее большинство) ездили на «тихую охоту» в основном на поезде. Но далеко не во все грибные места можно было добраться по железной дороге.

А ходившие туда обычные рейсовые автобусы были редкими. И сперва попробуй сядь в него. Затем уговори шофёра тормознуть не на остановочном пункте в центре посёлка, а на краю глухого, но богатого грибами леса, где, разумеется, останавливаться не положено. А потом ведь ещё надо будет как-то возвращаться домой…

То ли дело – автобус специального назначения! Удобно во всех отношениях. И уедешь без проблем куда надо да в «правильное» время. И вернёшься с корзинами, полными грибов, спокойно. Ну как после этого не зайти в автоколонну № 1115 и не потребовать:

– Дайте жалобную книгу! Нет, гражданочка, вы меня неправильно поняли. Благодарность хочу написать…





Возврат к списку