Купите, мама, Лёше отличные калоши!


26.12.2012

Купите, мама, Лёше отличные калоши!

Влад РЖЕВСКИЙ

Ностальгический экскурс по калининградской рекламе советских времён. 

Сегодня она вездесуща и бесконечна, настырно врывается в нашу жизнь летом и зимой, в будни и в праздники. Сидишь порой перед телевизором – и то ли фильм смотришь, то ли рекламные паузы. А ведь ещё не так уж и давно всё было совсем иначе.  

Впрочем, удивляться нечему. Нынче у нас общество потребления, девиз нашего времени – «Обогащайтесь!» Без рекламы никуда. А раньше-то мы коммунизм строили. И главными тогда считались отнюдь не материальные ценности.  

Тем не менее даже самые стойкие строители коммунизма нуждались не только в лозунгах, не одним идейным духом жили. Потому имелась в СССР и реклама.

Правда, было её мало, и она радикально отличалась от современной.
Это при капитализме она – двигатель торговли. Порой – любой ценой. Провокация на грани фола, откровенная пошлость. Всё сойдёт, лишь бы зацепило, лишь бы купились и купили.

При социализме товары и услуги рекламировались по-деловому, спокойно, ненавязчиво. Зачастую даже слишком ненавязчиво. Нормой было напечатать мелким шрифтом колонку «Требуются», а вокруг расставить в том же невыразительном стиле: «Вклады в облигации выгодны вам и государству», «Новое поступление в магазин тканей», «Не забудьте поздравить с  7 Ноября родственников и знакомых, воспользуйтесь услугами телеграфа»…  

Увидев подобное, нынешний специалист с дипломом презрительно сморщится: кладбище рекламы! Однако это сегодня мы избаловались. Чуть что: какая безликая реклама, глазу не на чем задержаться! Раньше же ничего, и «кладбище» работало. Причём не хуже всех этих навороченных глянцевых красот. Ну да, другого-то не знали, сравнить не с чем было. Вот и напрягались, вчитывались, искали нужное.

Многие же и вовсе начинали читать газету именно с последней страницы, где в те времена публиковалась информация на коммерческой основе. Там царила не партийная, а обычная жизнь. Там всегда можно было почерпнуть что-то любопытное. Скажем, узнать о том, что знакомая, проживающая по такому-то адресу, оказывается, возбудила дело о расторжении брака с мужем, проживающим там же. А большую передовицу о надоях наверняка прочло меньше народа, нежели «слепое» объявление на задах: «Ушла корова, красно-пёстрой масти, спина белая, ростом небольшая. Знающих просьба сообщить по адресу: ул. Орудийная, д. 38».

Нет, была у нас и другая реклама, не хуже, чем на загнивающем Западе. Например, такая классика, как «Летайте самолётами Аэрофлота!». Но это было не разумное вложение денег, а, скорее, пижонство. На чём ещё граждане Страны Советов могли летать, кроме как на самолётах Аэрофлота? Не говоря о том, что вполне тогда недорогие авиабилеты разлетались и без рекламы…

И всё же в жизни должно быть место празднику. Вот и в нашей провинции рекламодатель иногда замахивался на большее, раскошеливаясь на художественное оформление. Реклама эта была такой же чёрно-белой, как вся газета. Однако казалась ярким пятном, выделялась на общем фоне, бросалась в глаза.  

Особенно же часто такие рекламные цветы расцветали в канун Нового года. И сегодня мы предлагаем небольшой экскурс по калининградской предновогодней рекламе 50 – 60-х. Архаичная, забавная, милая. Правда, порой не имеет отношения к Новому году. Но разве сейчас, в нынешние предновогодние дни, мы живём только этим?





Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить изображение