Неспетая песня


С днём победы

14.10.2016

Неспетая песня

В 2010-м оборвалась «дорога жизни», которая связывала по воде наш регион с остальной Россией.

«Ласточка с весною в сени к нам летит». Ну, это все знают. А лето, оно каким способом в нашу область добирается? Про текущий момент сказать затрудняемся. Но вот что касается периода с 2003 по 2010 годы, то тогда в самый западный регион РФ лето приплывало. Хотя моряки, конечно, поправят: не приплывало – приходило. Вместе с грузопассажирским паромом «Георг Отс».

Это уже было чем-то вроде калининградской приметы. Чу! Неужели к нам снова топает старина «Отс», очнувшись от затянувшейся зимней спячки? Значит, в янтарный край пришло настоящее лето.
 Потому что в другое время года пожилой паром не ходил…

При этом открылась паромная линия «Санкт-Петербург – Балтийск» отнюдь не летом – в декабре 2002-го. Не лучшее время для путешествий морем. Но, видимо, надо было срочно отчитаться, что всё, оторванная Калининградская область надёжно связана с «материком».

Помнится, на открытии много об этом говорилось. Новую линию даже называли «дорогой жизни». Судя по всему, заявлявшие это ответственные лица запамятовали, что Финский залив зимой имеет обыкновение замерзать. А «Отс» – не ледокол. Не говоря уже о том, что этому видавшему виды судну (построенному в 1979-м) требовался ежегодный ремонт.

На ремонт сразу после открытия линии паром и ушёл. А тут ещё зима как назло особенно суровая выдалась. Короче, «Отса» мы опять увидели у себя не скоро…

В общем, бесперебойной «дороги жизни» не получилось. Кроме того, линия неизменно была убыточной, даже в разгар летнего сезона не пользуясь особой популярностью. Сам же еле ползающий три месяца в году паром стал символом связи янтарного края с «большой» Россией. В смысле, какой символ – такая и связь.

А вот расставание с «Отсом» произошло неожиданно и резко. Летом 2010-го он тихо, мирно курсировал туда-сюда-обратно. Как вдруг, даже не дав ему отходить все запланированные рейсы,  ФГУП «Росморпорт» решило перебазировать судно – с крайнего запада страны на Дальний Восток. И 28 августа 2010-го «Отс» навсегда покинул Балтику, вместо Балтийска взяв курс на Владивосток.

Для него это был просто героический переход – ведь большая часть маршрута пролегала по Северному морскому пути. Сквозь льды не приспособленное для подобного плавания судно по очереди вели за собой аж три ледокола. Любители чёрного юмора злословили: как бы старина «Отс» не развалился по дороге.

Но он не только не развалился, а молодцом преодолел далёкий и опасный путь. И на новом месте поначалу был в почёте. В 2012-м в качестве плавучей гостиницы обслуживал проходивший во Владивостоке саммит стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Казалось, впереди ещё долгая жизнь. Однако в июне 2014-го стало известно: в результате аферы былой символ связи янтарного края с «большой» Россией продан в Китай «на иголки». Сперва была законная сделка – теплоход отдали в аренду российской компании. А затем та, уже незаконно, загнала его китайцам.

Главный фигурант, экс-глава приморского государственного унитарного предприятия, всё ещё в бегах. Но удалось задержать пособника – бывшего руководителя той самой фирмы. 28 апреля суд приговорил его к четырём годам колонии общего режима. Также он должен возместить причинённый им бюджету ущерб в размере 119 миллионов рублей. Впрочем, «Отса» этим уже не вернёшь…

А водную «дорогу жизни» у нас так и не наладили. Да и вообще интерес к ней как-то угас. Теперь вся надежда – на самолёты. Точнее, на субсидированные авиабилеты до Москвы и Санкт-Петербурга.

Ведь с транзитом через Литву на поезде тоже имеем далеко не то, чего пытались добиться. Ехать приходится слишком уж долго и дорого. При этом обязательно надо иметь загранпаспорт, а литовцы могут ещё и не пропустить.




Возврат к списку