Онлайн займ на карту


Красиво жить не запретишь! 02.02.2018

Красиво жить не запретишь!

Художественному руководителю Музыкального театра, заслуженному деятелю искусств России Валерию Лысенко — 75 лет!

Татьяна ИЗОТОВА

Фото Елены ЧЕПИНОГА.

Кому не известна эффектная фраза В. Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нём актёры»? Но не каждый постиг её суть всей своей жизнью. Валерий Иванович — из тех, для кого это не цитата великого драматурга, а формула повседневности. Потому что театр для него — и призвание, и биография, и черновая работа, и творческие озарения, и быт, и праздник, и дитя, с которым они ощущают обоюдную потребность друг в друге: это уже конкретно о созданном Валерием Лысенко и подаренном Калининграду Музыкальном театре. И если вам интересно, как это произошло и что этому предшествовало, мы расскажем — с позволения юбиляра.

...Он родился на хуторе близ Луганска в ту военную пору, когда область была оккупирована фашистами. Отец, профессиональный военный, с первого до последнего дня был на фронте. А в августе 46-го привёз семью в Калининград, где обеспечивал безопасность порта. И этот город стал для Валерия малой родиной. Школа, секция бокса, мореходка — всё как у сверстников. Пока судьба не свела с тусовкой (как сказали бы сегодня) артистов драмтеатра. Они разглядели в симпатичном пареньке «искру божью» и предложили ему поступить в школу-студию при театре.

Это был «шаг в сторону», на другую дорогу, которая оказалась безумно увлекательной, позволяла раскрыть, порой неожиданно для самого себя, и реализовать новые грани натуры. Лысенко играл в разных театрах, учился в ГИТИСе, будучи человеком коммуникабельным, многогранным, предприимчивым, обрастал знакомыми, партнёрами, друзьями-единомышленниками, нарабатывал новый опыт — организовывал гастроли, создал ВИА в Ульяновске, с которым работал в качестве конферансье. Тексты, к слову, тоже обычно писал сам. Вернувшись в калининградскую драму, сделал было карьеру, из актёра став и. о. директора театра, но не смог отказать филармонии, предложившей руководить легендарным девчачьим ВИА «Балтийские чайки». Когда этот проект изжил себя (так, увы, бывает), Валерий Иванович подготовил сольную программу «Врослые — как дети», «сколотил» с коллегами репертуар для детей («Пластилин», «Луговидение» — платформа нынешних театральных спектаклей для «начинающей публики»), для взрослых — пародийные концерты, был сценаристом, режиссёром, продюсером, выступали и в нашей области, и в других регионах. Потом помог создать театр «Современная опера» композитору Алексею Рыбникову, стал его директором. И — затосковал по Калининграду: наш город умеет к себе привязать.

Открыл здесь концертный кооператив. Площадкой (наверное, и сегодня самой масштабной) стал стадион «Балтика». Каких только артистов не увидели живьём калининградцы благодаря своему азартному земляку! Для нашего поколения достаточно сказать, что именно он первым привёз сюда Аллу Пугачёву. А автородео на той же «Балтике»! Но если бы Валерий Иванович просто тупо зарабатывал деньги, это был бы не тот Лысенко, какого знали его друзья. Он, разумеется, не рвал связей с театральным кругом. И как в «первичном бульоне» миллионы лет назад на Земле возникла жизнь, в атмосфере их жарких споров о театральном искусстве «из пламя и света» зародилась идея совместной постановки пьесы «Король Лир», где играли 22 актёра театров драмы, кукол и «Тильзит-театра». Режиссёром выступил Евгений Марчелли. Премьера состоялась в 1992 году и фактически ознаменовала рождение первого частного театра в Калининграде и одного из первых в России — «Антреприза ЛиК» на базе бывшей телестудии на Бассейной.

Здесь Лысенко проявил себя как «бизнесмен наоборот», он не зарабатывал деньги, а тратил: открыл за свой счёт театральную студию, финансировал постановки (дебютным стал спектакль о первых переселенцах «Город нашей юности»). Вскоре главный режиссёр «Антрепризы» Валерий Бухарин настоял: артистам нужно полноценное образование, и Валерию Ивановичу удалось договориться с руководством ГИТИСа о том, что группа калининградцев станет за его счёт учиться в этом вузе без отрыва от родного театра. Курс возглавил народный артист России профессор Леонид Хейфец. Из Москвы ежемесячно приезжали педагоги по актёрскому мастерству, сценическому движению, речи. Сам Валерий Иванович успел в конце 90-х «порулить» областным управлением культуры, но предпочёл вернуться «на землю».

В 2001 году вручали дипломы первым выпускникам, они традиционно играли сцены из спектаклей, «оживляемые» песнями, и вице-губернатор Галина Янковская сказала: «Вот теперь мы знаем, где у нас будет музыкальный театр» (о том, что его надо создать, речь шла давно). Организационные моменты помог решить народный артист России, обладатель нескольких «Золотых масок» и просто друг — режиссёр московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. Он стал главным режиссёром совместного проекта двух театров, позволяющего столичным солистам, оркестрантам, художникам сцены принимать участие в калининградских постановках. Он же поставил спектакль открытия — оперетту «Летучая мышь». Премьера состоялась уже в декабре. Его с тех под показывают ежегодно, и каждый раз с аншлагом.

Так, театр, созданный Валерием Лысенко, получил государственный статус. С 2010-го он носит звание «Национальное достояние России». «Достояние» оказалось многоплановым, разножанровым. В репертуаре серьёзные оперы, опереточная классика, множество музыкальных программ, драматические спектакли, россыпь детских мюзиклов... Художественный руководитель считает, что именно в театре, способном подчинять человеческие души, рождается нация. Что миссия театра — духовно обогащать, развивать общество, исподволь прививать ему истинные ценности, умение отличить подлинную красоту от подделки.





Возврат к списку