Сила традиций


29.08.2017

Сила традиций

В Центральной городской библиотеке имени А. Чехова третий год реализуется проект «Живая классика». В последние годы мы наблюдаем кризис читательской культуры: интерес к высокохудожественной литературе снизился, особенно в молодёжной среде. Одновременно снижается культурный уровень подростков и юношества: в их жизнь стремительно входят современные технологии, не оставляя времени и желания читать. Переломить ситуацию призваны преподаватели словесности, работники библиотек. 

Татьяна ИЗОТОВА

Пропагандировать золотой фонд русской и зарубежной литературы, приохотить молодёжь к чтению, что, собственно, является главной целью проекта «Живая классика», помогает, в частности, его инновационный блок. Это прежде всего новая форма культурно-просветительской работы - так называемый форум-театр. Автор проекта, методист библиотеки Елена Котова рассказала: «Интерактивная театральная методика, направленная на решение разнообразных социальных проблем, была разработана бразильским режиссером Августо Боалем в семидесятых годах прошлого века. Мы изменили правила проведения форум-спектаклей, поставив в центр исследования литературное произведение». В данном случае речь идёт о пьесах Чехова «Чайка», «Три сестры», «Медведь» и «Вишнёвый сад». Режиссёру Сергею Корнющенко удалось соединить их сюжетные линии с сегодняшними реалиями.

Так, предметом исследования для зрителей и участников спектакля «Чехов. Чайка. Черновик» стало самоубийство молодого человека, талантливого начинающего писателя. Можно ли было предотвратить трагедию? Найти выход из запутанного, противоречивого клубка отношений, сложившихся между гостями усадьбы Петра Николаевича Сорина? Что должно было произойти, чтобы не случилось трагической развязки? В любой из сцен присутствовал антагонист - человек с жёсткой непоколебимой позицией. Каждый зритель мог выйти вместо любого из персонажей, кроме антагониста, и вступить в диалог, попытаться повлиять на ситуацию.

А «форумчане» - в основном калининградские старшеклассники - были азартны, с интересом принимали предлагаемые обстоятельства и живо участвовали в обсуждении. Анализируя спектакли, многие говорили о том, что животрепещущие проблемы, поднятые автором более ста лет назад, не устарели. Елена Котова на практике убедилась: эта театрально-игровая техника даёт возможность увидеть в классических текстах современность, понять, что они написаны и для нас, сегодняшних, в них мы можем найти ответы на многие нравственные, этические, психологические вопросы. Главная задача метода - приблизить классику к молодёжи, сделать её понятной, актуальной. Первая премьера состоялась в библиотеке, а вот форум-спектакль «Уехать/Остаться?...» показали в историческом пространстве «Фридландские ворота». На протяжении полутора часов, полемизируя с чеховскими героями, зрители рассуждали об «инерции места», которая держит и не отпускает русского человека, практически всегда не удовлетворённого своей жизнью и мечтающего о переезде в дивный, удивительный мир, зачастую существующий только в воображении.

Старшеклассники хорошо принимали артистов и на своей территории. Востребованным «долгожителем», показанным в нескольких школах, стал спектакль «Продаётся сад». Можно ли было предотвратить продажу знаменитого вишнёвого сада? Кто же спасёт, возродит его к новой жизни? Смогут ли сделать это прежние хозяева? Ответы на эти и другие вопросы ищут всем миром. Мнения при этом высказывают самые разные, но участники дискуссии едины в том, что сад - это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим, нельзя рубить свои же корни. Перед началом учебного года от школ поступают заявки на форум-спектакли «Чеховки».

Следует отметить и то, что калининградский опыт заметили другие регионы. Доклад «Форум-театр - новая форма привлечения к чтению классической литературы» был представлен онлайн на международном интеллектуальном форуме «Чтение на Евразийском перекрёстке», на 2-й сессии «Школа сельской модельной библиотеки». На основе этого проекта был создан ещё один - «Эффект классики». Его цель - внедрение методики форум-спектаклей в практику работы библиотек Калининграда.





Возврат к списку