Слабые звенья в суверенитете



09.12.2017

Слабые звенья в суверенитете

Ценой огромных усилий Россия сегодня имеет высокий уровень государственной независимости. Тем не менее остаются бреши, через которые ослабляется наш суверенитет. Они настолько глубоко въелись в общество, что и не замечаются. Однако от этого их разрушительная роль только возрастает.      

Юрий ПОЧТАМЦЕВ

Национальная идея

В деле построения государственного суверенитета вопрос о национальной идее является первостепенным. Однако Россия по-прежнему не имеет чётко выраженной национальной идеи. И всё же это не помешало ей создать такой суверенитет, который лишил США монопольного «владения» планетой. Почему отсутствие национальной идеи не стало препятствием на пути укрепления государственного суверенитета? Дело в том, что национальная идея всё-таки существует, только лежит она скрытно. Иначе бы и суверенность страны не состоялась в том виде, в котором мы её сейчас имеем. Что же это за национальная идея, никем не озвученная? Объяснение может быть таким: в условиях многочисленных внешних и внутренних вызовов, стремившихся свалить Россию, она твёрдо встала на фундамент своего прошлого социалистического опыта. Это произошло стихийно и неизбежно, потому что другого выбора у страны не было. Так сформировался внутренний политический мейнстрим. Если об этом явлении умалчивается, то всё равно социально-экономические законы от этого не меняются: государственный опыт советской власти, складывавшийся семью десятилетиями, невозможно напрочь смести вместе с развалом СССР. Идеи социализма неизбежно остаются довлеющими на жизнь государства, особенно в условиях полного отсутствия альтернатив. Назовём данное явление условно «социальной инерцией». Государственные завоевания Страны Советов во многом были позитивными, и чем дальше уходит эпоха СССР, тем большим числом политиков опыт социализма признаётся идеальным. Сегодня на него постоянно ориентируются многие организации, отчасти реализуя этот опыт в производственных программах.  

В рыночных отношениях постсоветского периода стали наблюдаться тенденции, когда принципы «дикого капитализма» отторгаются производственными коллективами. Поэтому не случайно сформировался термин «капитализм с человеческим лицом». Разумеется, он не приобрёл ещё ярко выраженных очертаний, но именно к этому стремятся многие предприятия. И свои производственные успехи зачастую связывают с реализацией идеи «капитализма с человеческим лицом». Таковы объективные тенденции. Можно с полным основанием говорить о том, что российский капитализм выстраивает свою экономику на плечах социализма. Такой же подход наблюдается и в вопросе национальной идеи. Всем очевидно, что этот путь должен быть отличным от капиталистического в его чистом виде. Например, западная формула успеха «это бизнес и ничего личного» на российской почве не имеет места. Она чужда нашему менталитету. Примеры взаимоотношений по такой формуле, конечно, существуют, но большинство бизнес-представителей таким случаям дают негативную оценку. 

Россия упорно ищет собственный путь, благодаря которому хотела бы эффективно развиваться. Главная мотивация заключается в том, что свою национальную идею Россия стремится выстроить на фундаменте высоконравственных принципов. Что получится из такого поиска – пока неизвестно. Ясно, что национальная идея как новая теория развития страны не будет сформирована быстро. Возможно, она выстроится постепенно за несколько десятилетий. Каждый рыночный объект/субъект привнесёт, как пчёлка, своё понимание национальной идеи и примеры её реализации на местах. Далее по закону перехода количества в качество некий авторитетный политик придаст им чёткие и законченные очертания в виде научной теории. С большой долей вероятности можно предполагать, что именно на синтезе трёх социальных векторов – социализма, капитализма и православия – будет создана полноценная национальная идея России. А сегодня вопрос об отсутствии государственной генеральной линии не следует драматизировать. Эквивалент её имеется, пусть даже на «осколках» социализма. Но сила его в том, что пониманием такой идеи владеют массы. Благодаря этому страна потихоньку, но упорно движется вперёд. 

Бреши в суверенитете

В силу объективных причин суверенитет России начал формироваться намного раньше, чем национальная идея. Сам процесс шёл более двух десятилетий начиная с середины девяностых годов прошлого века. Каждый успех в этом деле укреплял независимость страны. Огромную роль сыграли мероприятия по раскрытию агентов влияния. Всё прошло исключительно на законодательном уровне. Никто никого не ловил, не состоялось ни одного процесса по агентам влияния. Стоило лишь с точки зрения закона озвучить понятие «иностранный агент» (это организации, получающие гранты из-за рубежа на свою деятельность), как последние пошли в мощную контратаку, чем себя и раскрыли. Слыть иностранным агентом никто не хотел, потому что этот статус имеет несозидательный оттенок. Такая репутация, конечно, никого не устраивает. Несмотря на массу протестных выступлений, организации с потенциальным статусом «иностранный агент» в итоге вынуждены были закрыться. На данном фронте борьбу за суверенитет можно назвать большой нашей победой. Она закрыла многие каналы, по которым велось подтачивание независимости России. Но необходимо признать, что сегодня, несмотря на завоёванный высокий уровень государственного суверенитета, ещё остаются бреши, активно используемые противником. 

Одна из таких лазеек – визуальный ряд в школьных тетрадках и блокнотах. Российский заказчик полностью отдал исполнителю инициативу на характер иллюстраций тетрадных обложек. Пройдитесь между торговыми рядами, посмотрите на обложки новым взглядом, и вы обнаружите удивительную закономерность: в основном это иллюстрации из западных мультфильмов и образы, пропагандирующие американский стиль жизни. И это происходит на территории России! Вы можете представить, чтобы обложки школьных тетрадок в Европе и США иллюстрированы были Московским Кремлём, собором Василия Блаженного, портретами Петра Первого и маршала Георгия Жукова, героями из русских сказок? Реакция очевидна: «Это абсурд!» Зато российским учащимся ежедневно на протяжении одиннадцати школьных лет внедряют в сознание через визуальный ряд образы американской культуры. 

Учёные давно убедительно доказали, что девяносто процентов информации человек получает зрительно. И рекламные кампании этот закон используют в полную силу. Почему бы его не реализовывать и в школьном процессе, но в нужном нам направлении: давать иллюстрации, воспитывающие любовь к Отечеству?! Вместо западных автомобилей печатать, к примеру, достижения российской науки; вместо американских небоскрёбов - красоты российской природы; вместо монстров и «человека-паука» - портреты Героев Советского Союза и России. Список таких «вместо» может быть огромным. Главное здесь в том, чтобы воспитательное иллюстрирование имело уровень государственной политики. 

Затронем ещё один аспект в рассматриваемой бреши: где производятся школьно-письменные принадлежности для российских учащихся? За границей! В основном в Германии и Финляндии. Неужели в России отсутствуют соответствующие производственные мощности? Советский Союз успешно справлялся с такими задачами. Без всякого сомнения, в сегодняшней России также достаточно предприятий, способных обеспечить страну в полном объёме школьно-письменными принадлежностями. Но в этом деле вопрос об импортозамещении почему-то никогда не поднимался.  Значит, есть ещё одна серьёзная лазейка в суверенитете. И она не позволяет передать государственные заказы на выпуск школьных пособий отечественным предпринимателям.      

Другая не менее широкая брешь – культ английского языка в песенных конкурсах. Широкой поступью по телевидению он идёт и на взрослых, и на детских шоу-программах. Зрителям никогда не будут известны скрытые механизмы определения победителей, но всё-таки прослеживаются симпатии жюри к исполнителям англоязычных песен. Организаторы детских конкурсов очень тонко спекулируют на возрастной категории, ограждая тем самым себя от критики. При этом не берётся во внимание огромный вред англоязычного культа именно в детских конкурсах. Они не имеют ничего общего со школьными олимпиадами по иностранным языкам, которые нужно всячески приветствовать. Примеры, когда ребёнок танцует по-взрослому (что явно чуждо детскому возрасту), исполняя англоязычную песню, культивируются повсеместно. Зачастую это вызывает у зрителей милую улыбку. Но по большому счёту такие исполнения должны вызывать протест. Они взращивают у молодых людей жизненное правило, что выбиться «в люди» возможно только через популяризацию англоязычной культуры. Главное – суметь ухватить за бороду «дядю Сэма». На это ориентированы многие детские конкурсы. 

Третья брешь – англоязычные названия у большинства отечественных кинокомпаний. Сегодня в России производством фильмов занимаются не менее 300 игроков. Из огромного списка только три компании являются государственными – концерны «Мосфильм», «Ленфильм» и «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького». Все остальные - частные и зачастую совместные с западными партнёрами. Если три государственных кинокомпании сохранили исконно русские названия, то частные в основном пошли по пути англоязычного наименования. Таким образом, расплодились различные «пикчерсы», «синема» и «продакшны». Неужели создателям компаний претит русский язык? Если так, то уже в этом проявляется их непророссийское мышление. А за ним как следствие можно усматривать иные нездоровые явления непосредственно в кинотворчестве: выборе тем с определённой идейной направленностью. И, действительно, зачастую он ориентирован не в пользу России. Далеко не всё равно, на каком языке звучат названия: на русском или английском. Каждая киностудия в любой стране вполне естественно закрепляет за своим названием национальную идентичность. И только в России к этому важнейшему акту относятся с полным отсутствием национальной гордости. 


***


Мы рассмотрели три фактора, ослабляющие суверенитет России. Однако можно обнаружить ещё примеры из того же ряда. Какие бы идеологические одёжки ни прикрывали их суть, всех роднит одинаковый оттенок: отсутствие прогосударственной позиции.   





Возврат к списку