Поехали!..


 

Поехали!.. 20.04.2017

Поехали!..

Сегодня мы начинаем новый проект, посвящённый 20-летию выпуска в Калининградской области первого автомобиля. 

Накануне юбилея принято вспоминать наиболее значимые события. И в четырёх пятничных номерах мы постараемся кратко проследить за историей предприятия «Автотор», где 16 мая 1997 года началось серийное производство легковых машин. 

В каждом выпуске вы сможете прочесть о самых важных и интересных событиях из жизни автомобильного завода. 

В каждом выпуске – пять лет истории.

Прежде чем приступить к серийному выпуску на заводе, разумеется, подготовили опытную партию автомобилей. Произошло это за месяц до официального запуска производства, а первенцем стала «Авелла» от южнокорейской KIA Motors.

Само собой, в тот теперь уже довольно далёкий день на заводе был устроен праздник. Но – скромный. Так сказать, для своих. Да, запустились, да, с конвейера сошла первая машина. И всё же тогда процесс пошёл ещё в тестовом режиме. Потому поздравили друг друга – и снова за работу.

Месяц всё отлаживали. А 16 мая 1997-го состоялось уже официальное открытие. И вот это торжество стало без преувеличения событием международного масштаба. Открывал завод «сам» глава правительства РФ Виктор Черномырдин. А среди VIP-участников церемонии были сразу два чрезвычайных и полномочных посла – из Южной Кореи и Греции.

Черномырдин прилетел в область всего на день. Сперва посетил базу Балтийского флота и Московско-Минскую дивизию. В середине 90-х военным приходилось туго – в частности, люди в погонах по полгода сидели без зарплаты. В общем, после общения со служивыми настроение у Виктора Степановича было не очень…

Но стоило ему оказаться на «Автоторе» – и настроение его улучшилось. Бывший 58-й цех «Янтаря» преобразился до неузнаваемости. Ещё недавно он стоял чуть ли не в руинах. И вот уже на месте заброшенного корпуса – современное предприятие европейского уровня.

– Я у вас прямо отвлёкся от проблем, – признался Черномырдин. – Не каждый день в нашей стране открываются новые заводы. Да ещё такие…

Первым автомобилем был KIA Clarus. Перерезать традиционную ленточку перед «Кларусом» с цифрами 00001 на лобовом стекле премьер-министру помогали глава KIA Motors Сан Хонг Ким и губернатор Леонид Горбенко. После этого епископ Балтийский Пантелеймон благословил коллектив «Автотора». А затем была устроена экскурсия по предприятию, в ходе которой все желающие могли опробовать новенькие машины.

Уезжая, высокие гости не скупились на похвалы в адрес хозяев. А у «автоторовцев» в душе было чувство законной гордости. Их усилия не пропали даром – на экономической карте России зажглась новая яркая точка.

Ворота 
в будущее

С чего начинался «янтарный автопром».

«Автотор». Мы уже настолько привыкли к этому названию, что обычно не задумываемся над его смыслом. Между тем оно не только красиво звучит. Напомним, «тор» – это ворота по-немецки. И в таком заимствовании – уважительное отношение к прошлому, отсылка к многовековой истории янтарного края.

Но в этом же – и некий символический переход, ведущий из прошлого в будущее. Бывшая Восточная Пруссия - теперь передовой, «пилотный» российский регион. «Автотор» – самые западные автомобильные ворота России. Одна из наиболее перспективных компаний РФ, один из локомотивов калининградской экономики.

Когда в 1994-м был учреждён «Автотор», председателем совета директоров стал главный энтузиаст этого проекта – Владимир Щербаков. В 1991-м он, бывший первый заместитель премьер-министра СССР, возглавил международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация». И уже тогда задумал создать в России автопроизводство на базе бывших оборонных предприятий – в рамках запущенной в стране конверсии.

В «лихие» 90-е, в период всеобщего разброда и шатания, «пробить» созидательный проект было нелегко. Тем не менее – удалось. И 2 мая 1996-го президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О государственной поддержке создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области».

В рамках президентского указа региону был обещан инвестиционный налоговый кредит в размере 120 миллиардов рублей. 30 июля 1996-го в Москве представители администрации области и южнокорейской KIA Motors подписали соглашение о выпуске у нас машин. А уже в августе стали реконструировать один из цехов судостроительного завода «Янтарь», где было решено разместить первый конвейер по сборке авто.

Так начиналась реализация масштабного плана по превращению столицы янтарного края в один из российских центров автомобилестроения.

Через тернии – к BMW

Из кризисного 1998 года наши автопроизводители вышли победителями.

Первые затруднения стали возникать ещё в конце 1997-го. Связано это было с непростой ситуацией, в которой оказался главный на тот период зарубежный партнёр «Автотора». В Южной Корее разразился кризис, у KIA начались проблемы. Как следствие начались и перебои с поставками комплектующих в Калининград.

В общем, когда в мае 1998-го на «Автоторе» отмечали первую годовщину начала работы, праздник этот был «со слезами на глазах». В частности, на устроенной по такому случаю пресс-конференции руководству завода пришлось отвечать на неудобные вопросы. Когда будут погашены долги по зарплате? Сколько человек уволилось? Что ждёт тех, кто сидит в вынужденном отпуске за свой счёт?

А 17 августа 1998-го кризис (дефолт) накрыл нашу страну. Ситуация на «Автоторе» резко ухудшилась, становясь уже просто угрожающей (см. «Языком цифр»). Заметим, у него и до этого было немало «друзей», которые пытались по любому поводу наводить критику. Теперь же они и вовсе стали предрекать ему скорую кончину.

Однако вышло всё в итоге с точностью до наоборот.

Ещё в 1997-м «Автотор» начал переговоры о сотрудничестве с немецким концерном BMW. Само собой, «знающие люди» и тут уверяли, что «из этого ничего не выйдет». Но вот в Калининград приехали «на разведку» специалисты знаменитой фирмы из Баварии. А вот уже и соответствующий договор подписан. После чего группа автоторовских рабочих отправилась на учёбу в Германию. А на «Янтаре» началось обустройство цеха по сборке машин с маркой BMW (сборку KIA перевели в посёлок Александра Космодемь-янского – на вторую площадку «Автотора», оборудованную на базе бывшего «Буммаша»).

И вот – 20 августа 1999-го: с конвейера «Автотора» сходит первая «бэха». Как и в случае с KIA, тогда тоже был ещё тестовый запуск новой линии. Тем не менее принимала её целая делегация во главе с российским вице-премьером Ильёй Клебановым и управляющим делами президента РФ Павлом Бородиным. Причём последний лично сел за руль «первенца». И когда губернатор Леонид Горбенко ударом рынды возвестил о пуске новой линии, Бородин торжественно выкатил калининградскую BMW № 1 с конвейера. После чего тут же подал «Автотору» заявку на первые двести таких машин для органов власти.

Ну а 22 октября 1999-го состоялось уже официальное открытие завода по производству BMW и вседорожников Land Rover. В связи с чем в Калининград приехал даже посол ФРГ в России Эрнст фон Штудниц. Немцы тогда закатили у нас пир горой. Они были уверены – новый партнёр их не подведёт. Так оно и вышло (см. «Первыми в России»).

Первыми 
в России

14 марта 2001-го – ещё одна важная дата в истории «Автотора».

В этот день на предприятии состоялось событие, значение которого трудно переоценить: впервые российские автопроизводители получили международный сертификат качества. Таким стал итог двухлетнего сотрудничества BMW и «Автотора».

О важности события можно судить даже по тому, что на церемонии вручения документа присутствовали первые лица региона во главе с губернатором Владимиром Егоровым.

В ту пору на «Автоторе» собирали третью, пятую и седьмую модели BMW. Полученный тогда сертификат стал допуском изделий с маркой «Сделано в Калининграде» на дороги всего мира. Также это позволило увеличить объёмы производства и, следовательно, сделать цену ниже.





Возврат к списку