Общество и власть должны стать союзниками!


 

19.10.2012

Общество и власть должны стать союзниками!


Важная роль в этом единении принадлежит некоммерческим организациям.

Привлечение гражданского общества к принятию решений властями различных уровней, общественный контроль за деятельностью важнейших государственных институтов, а также куда идут деньги налогоплательщиков, распределяемые социально ориентированным некоммерческим организациям области, — эти и другие вопросы стали темой беседы журналиста «Калининградской правды» Петра Горелова
с заместителем руководителя регионального Агентства по внутренней политике и взаимодействию с некоммерческими организациями Мариной ПАХАЛЮК.

- Марина Анатольевна, для многих наших сограждан непонятно, что такое социально ориентированные некоммерческие организации и чем они занимаются?

- Любое общественное объединение, в уставе которого отражены направления деятельности, относящиеся к решению социальных проблем или развитию гражданского общества, является социально ориентированным. Все направления деятельности НКО в нашем регионе трудно перечислить: от оказания адресной помощи инвалидам, тяжелобольным, лицам без определенного места жительства до организации профильных лагерей, военно-патриотического воспитания молодежи, улучшения экологической среды и условий проживания в конкретных городах и поселках... Через предоставление социальных услуг экономятся бюджетные средства, создается конкурентная среда, повышается качество этих самых услуг. Более того, через взаимодействие НКО с органами власти ускорится процесс вовлечения общества в принятие решений, усилится общественный контроль за деятельностью важнейших государственных институтов — в том числе в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки.
Именно на это нацелены последние инициативы президента нашей страны и премьер-министра. Не случайно с 2010 года уравнены требования к налогообложению для госпредприятий и СОНКО, прорабатывается вопрос о передаче целого ряда государственных услуг и функций некоммерческому сектору.

- Насколько развит этот сектор в Калининградской области? Способен ли он всерьез влиять на жизнь наших земляков?

- По состоянию на середину октября в регионе официально зарегистрировано 2234 НКО, хотя реально работают, конечно, намного меньше. Тем не менее порядка 250 организаций активно взаимодействуют с органами госвласти, так или иначе оказывая влияние на принятие ею решений — например, посредством участия в общественных советах, правительственных и ведомственных комиссиях и комитетах, различных акциях, разработке, реализации и контроле целевых программ и т.д. 

- А в чем именно выражается господдержка некоммерческих организаций в янтарном крае?

- В октябре прошлого года правительством области была утверждена целевая программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2011-2015 годы» с ежегодным финансированием более 5 млн рублей. В настоящее время она действует по четырем направлениям.

В финансовую составляющую входят выделение субсидий под проекты СОНКО, а также возмещение командировочных расходов членам некоммерческих организаций, связанных с участием в социально значимых мероприятиях межрегионального, общероссийского и международного уровня. 
В рамках имущественной помощи возмещаются затраты на аренду помещений, занимаемых офисами организаций. Правда, в областной собственности таких помещений немного, зато муниципалитеты располагают большими возможностями: только областной центр передал в пользование НКО свыше 5 тысяч кв. метров площадей.
В качестве консультационной поддержки регулярно проводятся курсы повышения квалификации участников НКО, причем здесь возможно софинансирование за счет федеральных средств. Только в нынешнем году соответствующее обучение в филиале Государственной академии прошли 132 калининградца; еще 70 человек, в том числе государственные и муниципальные служащие, работающие с НКО, обучаются там в настоящее время.

Особое значение имеет информационное сопровождение деятельности СОНКО. Здесь главное — обеспечить прозрачность деятельности некоммерческих организаций, а также донести до людей алгоритм действий в тех или иных ситуациях. 

В этих целях в ближайшее время заработает коммуникационный сайт (nko39.ru), на котором НКО смогут рассказать о себе, оформить заявку в режиме онлайн для получения субсидий, анонсировать проводимые мероприятия и отчитаться о них. Здесь же будет организовано интерактивное голосование по проектам и форум, где эксперты и все желающие получат возможность обсудить социально значимые вопросы. 
Кроме того, выпускаемый Агентством еженедельный «Информационный бюллетень» знакомит земляков с новостями в деятельности НКО. Активно используются и соцсети: в Фейсбуке и Твиттере открыты странички нашего Агентства и группы «Открытое правительство» для оперативной двусторонней связи с организациями.
Могу не без гордости добавить, что областная целевая программа по развитию НКО оказалась в числе победителей конкурса на получение федеральных субсидий. В 2012 году из госбюджета под эти цели Калининградской области выделено 8 млн рублей. Что, естественно, увеличило возможности по поддержке общественных инициатив.

- А как контролируется расходование бюджетных средств некоммерческими организациями, кто оценивает эффективность их работы?

- После реализации проекта его участники предоставляют в Агентство два отчета: финансовый и содержательный. К последнему прилагаются фотографии и иные материалы, в том числе связанные с освещением проекта в электронных и печатных СМИ, а также с его анонсированием. Кроме того, сотрудники Агентства лично посещают заявленные мероприятия, общаются с их участниками, получателями помощи или услуг. 
Немаловажно, что за субсидии из федерального бюджета персональную ответственность наряду с регионом несет каждая конкретная организация — получатель этих средств. Оценка эффективности деятельности НКО будет учитываться Минэкономразвития при распределении федеральных субсидий на следующий год. Это делается, в частности, в целях подготовки НКО к получению федеральных заказов. Уже некоммерческие организации работают по госзаказам в области социальной защиты населения: с бомжами, наркозависимыми .

- А какие направления планируется развивать в деятельности НКО нашего региона?

- Мы уже размещаем госзаказ по системе аутсорсинга на оказание информационных услуг, организацию конкурсов, и это только начало. Например, в целевой программе на 2013 год предусмотрено создание в области «старт-ап» (стартовых площадок) для вновь создаваемых организаций: это и помещение для собраний, и доступ к интернету, к нормативно-правовой базе для подготовки проектов... Обустройство такой площадки будет выставлено на конкурс в качестве госзаказа уже действующим НКО. 

Для знакомства с социально значимыми проектами в декабре будет проведена ярмарка — своеобразная их презентация, организация которой также будет отдана на аутсорсинг. 
Еще одно перспективное направление деятельности НКО — контроль за реализацией на территории области целевых программ.
В том числе в образовании, здравоохранении, социальной сфере, ЖКХ и строительстве. Сегодня, например, повышенный интерес у жителей области вызывает реализация заявленного областным правительством Года садовода и огородника. Ведь у нас насчитывается свыше 600 садоводческих товариществ и порядка 180 тысяч собственников садовых, дачных, огородных участков — не считая членов их семей! На программу выделены серьезные деньги, прозрачному расходованию которых также должен способствовать общественный контроль.
Становлением гражданского общества обусловлена и необходимость участия представителей НКО в общественных советах при органах власти. Пример нового подхода к их формированию подало наше Агентство: общественный совет при нем сегодня формируется без участия самого госоргана — на основе делегирования представителей от общественных советов муниципалитетов, куда входят и участники НКО.
К сожалению, одними госсредствами в процессе развития общественных инициатив не обойтись. Достаточно сказать, что заявок на получение субсидий для реализации проектов СОНКО в текущем году было подано на 46 млн рублей, а финансирование из областного бюджета составило только 4 миллиона. В связи с этим большое значение приобретает возрождение благотворительности, меценатства, рост социальной ответственности бизнеса.

Сегодня многие крупные компании и госкорпорации выделяют средства на поддержку общественных инициатив. Представителей деловых кругов мы будем приглашать и на ярмарки проектов. 

- Марина Анатольевна, своим ответом вы уже предварили мой следующий вопрос: какую пользу для себя от деятельности НКО ощутят калининградцы, чьи налоги в какой-то мере и идут на поддержание общественных инициатив?

- Обобщая все сказанное, можно с уверенностью сказать: общественный контроль и тесное взаимодействие с властью станут залогом того, что власть будет вынуждена учитывать интересы общества, разных социальных групп и слоев населения, а значит, и каждого из нас. Кроме того, общественные инициативы неизбежно создадут более комфортную среду проживания, в которой человек сможет реализовать себя или получить необходимую помощь. 

Кудрявин Игорь Владимирович – руководитель (директор) Агентства:
Дм. Донского, 1, каб. 304-м, тел. 599237, I.Kudryavin@gov39.ru
Теплова Оксана Александровна – пресс-секретарь Агентства:
Советский пр-т, 13, каб. 537, тел.570438, O.Teplova@gov39.ru
Пахалюк Марина Анатольевна – заместитель руководителя Агентства:
Советский пр-т, 13, каб. 425, тел.570461, pakmarina@gov39.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аброськин Юрий Ефимович – заместитель начальника Управления:
Советский пр-т, 13, каб. 537, тел.570438, Y.Abroskin@gov39.ru
Михайлов Юрий Васильевич – консультант:
Советский пр-т, 13, каб. 459, тел.211818, u.mikhailov@gov39.ru
Боровиков Роман Валерьевич - консультант:
Советский пр-т, 13, каб. 459, тел.570466, r.borovikov@gov39.ru
Проневич Ольга Юрьевна – главный специалист:
Советский пр-т, 13, каб. 445, тел.570462, o.pronevich@gov39.ru





Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить изображение