Врач на самолёте


 

04.10.2017

Врач на самолёте

В правительстве РФ обсуждается возможность создания особой транспортной  медицины. В поездах и самолётах появятся профессиональные аптечки, в составе всех поездных бригад будут медицинские работники.




Александр ГМЫРИН

Экстренные ситуации в поездках и полетах, на дорогах, вообще в сфере, которая связана с различными видами транспорта, достаточно распространены. Сегодня в случае аварии, как, скажем, недавней  трагедии под Гвардейском, можно уповать только на ближайшую «скорую помощь». А если заболел в поезде или самолете, главное - дотянуть до вокзала или аэропорта, только там сегодня могут оказать квалифицированную помощь. 

В Минтрансе считают, что транспортная медицина с учетом ее особенностей должна быть выделена в самостоятельный раздел закона об охране здоровья граждан. У министерства, подчеркивают его сотрудники,  сейчас нет полномочий регулировать медицину на транспорте. Для того чтобы появились эти полномочия, нужна соответствующая статья в законе.
 
Минтранс  готов сформировать отдел, который будет заниматься транспортной медициной. Кстати, в Мин-здраве сегодня тоже нет такого отдела.
Из-за пробелов в законодательстве страдают пассажиры. Это понимают, в частности, железнодорожники. Если в поезде кому-то вдруг резко станет плохо, оказать квалифицированную помощь будет некому и нечем. В поездах нет даже необходимого минимума лекарственных препаратов, нет профессиональных аптечек. Сегодня пассажирские поезда оснащены лишь специальными медукладками для оказания первой помощи, как того требует приказ Минздрава.
Таким образом, даже если в поезде случайно окажется врач, он не сможет оказать медицинскую помощь пострадавшему, так как в укладках нет ни лекарств, ни медицинских изделий.

Инициативу по формированию профессиональных аптечек в поездах и самолетах поддерживают и авиаторы. А от медиков они ждут разработки состава этой аптечки, куда могли бы войти  
обезболивающие средства, сердечно-сосудистые препараты и лекарства направленного действия.

Обсуждается сейчас и инициатива ряда медицинских экспертов по установке в каждом поезде и самолете дефибриллятора. Пока, правда, никто не считал, сколько нужно таких аппаратов и сколько понадобится денег на их закупку. А главное, непонятно, откуда брать эти деньги. Дефибриллятор, понимают сами инициаторы, не пачка анальгина, стоит достаточно дорого. Закладывать в стоимость билета? Лучше, конечно, включить закупки дефибрилляторов в одну из программ Минздрава. 

Принципиальный вопрос: нужен ли медработник в составе поездной бригады или на борту самолета? В Минтрансе считают, что укомплектовывать каждый поезд или борт фельдшером или другим медработником экономически не целесообразно. Всегда найдется врач или медсестра среди пассажиров. Главное, чтобы было чем оказывать экстренную помощь. Ведь врачи не берут с собой в путешествие набор мединструментов и мешок лекарств.

Ну а порядок действия в случае ЧП в поезде или самолете известен всем проводникам. Если кто-то заболел в поезде, об этом сразу же сообщается на ближайшую станцию, где состав встречает бригада «скорой помощи», чтобы отвезти больного в ближайшую клинику. Если человеку стало плохо на борту воздушного судна, то принимается решение об экстренной посадке в ближайшем аэропорту.

Но вот на морских и речных судах врачи работают уже сейчас, так как если баржа, круизный лайнер, сухогруз находятся в открытом море или на рейде на реке, то организовать экстренный вызов «скорой помощи» затруднительно. 
Однако есть мнение, отличное от позиции Минтранса. Врачи нужны и в поездах, и на рейсовых самолетах. Для внезапно заболевшего пассажира дорога каждая минута, а врача в поезде или самолете может и не оказаться. 

В то же время эксперты обращают внимание на то, что во всем мире проводники и стюардессы обучаются приемам  оказания первой медицинской помощи. У нас же до сих пор это не практикуется. Больше того, не владеют такими навыками и полицейские, которые чаще всего первыми прибывают на место различных ЧП. 

Особая транспортная медицина, возможно, решит все эти проблемы эффективнее, чем они решались до сих пор. Кстати, есть же у нас специальная транспортная полиция – почему не быть и спецмедицине?





Возврат к списку