Стихия экзаменовала


 

07.11.2017

Стихия экзаменовала

Первый осенний шторм выявил на Куршской косе последствия человеческой безответственности. Начиная с воскресенья, 29 октября, глубокий циклон переместился через косу с южного побережья Балтики в сторону Беларуси. Он сопровождался обильными осадками и штормовым северо-западным ветром. Хотя сила ветра не превышала 23 м/с, его продолжительное стабильное воздействие вызвало нагонное повышение уровня моря и сильный волновой размыв защитного берегового вала – авандюны. 

Татьяна ИЗОТОВА

Как сообщили в пресс-службе национального парка «Куршская коса», в самой низкой прикорневой части полуострова (с 1-го по 3-й км) наблюдается перелив морских вод и подтопление дороги, отдельные участки которой полностью покрыты водой.

Территория косы, примыкающая к Зеленоградску, исторически наиболее уязвима: здесь не раз море подмывало авандюну и затапливало шоссе. Для сдерживания напора стихии после сильного шторма 1983 года со стороны моря был построен волногаситель из резиновых покрышек и бетонных балок. В прошлом году начались работы по реконструкции этих устаревших укреплений, завершившиеся в феврале 2017-го. Специалистами «Балтберегозащиты» был выполнен ремонт 180 метров сооружения. Старую конструкцию разобрали, покрышки вывезли, а балки уложили в один ряд с тетраподами в тыльной части пляжа. Первый же осенний шторм показал слабые места этого сооружения.

В геологическом плане прикорневая часть косы – древний морской пролив, сильное течение которого образовало промоину в глинистом фундаменте полуострова. С понижением уровня моря пролив обмелел и стал зарастать болотной растительностью. Таким образом, на этом участке возникла самая крупная залежь торфа косы с мощностью горизонта до 10 метров, перекрытого сверху тонким (несколько метров) слоем песка. По составу торф – тростниково-осоковый, в верхней части не полностью разложившийся. Эти образования очень неустойчивые и продолжают уплотняться, давая осадку. Процесс далёк от завершения. Так как осадка происходит неравномерно, в разной степени оседает и полотно дороги. Многие его участки уже опустились ниже уровня моря и подтапливаются в первую очередь, что видно невооружённым глазом.

Летняя активность отдыхающих создаёт дополнительную нагрузку на дорогу (один легковой автомобиль – это 300-400 кг/м2), что приводит к ускорению процессов оседания. Проблема хорошо известна руководству национального парка, на протяжении нескольких лет добивающемуся запрета парковки на 1-3-м километре косы. Здесь на обочине дороги умещается более тысячи машин, в погожий летний день стоящих вплотную друг к другу, не считая тех, что оставлены в лесу и на просеках. И это несмотря на установленные в 2016 году дорожные знаки, запрещающие стоянку на обеих сторонах шоссе.

Проведённый 30 октября научными сотрудниками парка мониторинг состояния авандюны и прилегающей территории даёт основания для обращения в соответствующие инстанции с требованием принять дополнительные меры по организации движения, ремонту дороги и берегоукреплению на прикорневом участке песчаного полуострова.





Возврат к списку