Отключение газа: порядок и правила


 

22.02.2018

Отключение газа: порядок и правила

Ситуация с отключениями многоквартирных домов от газоснабжения в Калининграде продолжает вызывать широкий резонанс. В редакцию «Калининградской правды» обращаются жители, также оставшиеся в холода без газа, с вопросом об обоснованности действий «Калининградгазификации».

Татьяна БАТЫРШИНА

Необходимо отметить, что представители ОАО «Калининградгазификация» в своих действиях ссылаются на постановление правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»).

За что могут отключить
Данный документ содержит весьма ограниченный список факторов, при которых отключение газа должно производиться незамедлительно, без предварительного уведомления.
В их числе угроза возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая. А именно: 
- при отсутствии тяги в дымовых и вентиляционных каналах; 
- при отсутствии притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа; 
- при неисправностях или выявлении самовольного вмешательства граждан в конструкцию газового оборудования; 
- пользование неисправным или неподлежащим ремонту оборудованием; 
- при наличии утечки газа;
- при несанкционированном подключении к газораспределительной сети.
В то же время самой частой причиной отключения газа, на которую больше всего поступает жалоб от калининградцев, является отказ от предоставления доступа в квартиры два и более раза. «Калининградгазификация» ссылается на возможность уведомления потребителей о проведении проверок публикацией графика на своём сайте. Но, открыв этот график, потребитель может увидеть лишь месяц, в котором запланирована проверка. Действительно, законодательно предусмотрено уведомление потребителей о предстоящей проверке путем размещения информации на сайтах, досках объявлений и другими способами. Так что же, жильцы должны неотлучно находиться дома и никуда не выходить целый месяц?

Сроки отключения
Согласно вышеназванному постановлению в случае отказа жильцов в допуске сотрудников на основании данных способов уведомлений исполнитель (в нашем случае ОАО «Калининградгазификация») обязан уведомить абонентов средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения. 
После получения такого уведомления гражданин обязан сообщить в течение 7 дней об удобных для него датах и времени в течение последующих 10 календарных дней для обеспечения допуска в жилое или нежилое помещение газовщиков для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных датах и времени допуска для проведения указанных работ. 
На деле же сотрудники «Калининградгазификации» зачастую считают неоднократным отказом предоставления доступа в квартиру то, что они не смогли попасть в квартиру дважды в ходе одной проверки в доме. Что неудивительно, так как проверки проходят в дневное время по рабочим дням да и предупреждают о них не всегда должным образом.

Можно ли отключить весь дом?
Даже в случае непредоставления доступа в квартиру по описанному выше алгоритму не должны сразу отключать весь дом. До приостановления подачи газа ОАО «Калининградгазификация» обязано направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах.
Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления. При этом газовщики обязаны направить органу жилищного надзора (контроля) уведомление, которое является основанием для вынесения абоненту предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков, в которые эти нарушения должны быть устранены.
«Правила» особо подчеркивают, что отключение газоснабжения осуществляется исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам.

Вправе ли отключать «старые»  газовые приборы? 
Нередко можно услышать жалобы, особенно от пожилых людей, о том, что во время проверки им отключили газовую колонку или котёл только из-за того, что приборы «старые». 
Действительно, в случае истечения у газового оборудования нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствия положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования предусмотрено приостановление подачи газа, но с предварительным уведомлением. Конечно, если при проверке не выявлены неисправности оборудования или самовольное вмешательство в конструкцию, при которых эксплуатацию следует прекратить немедленно. При отсутствии договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования также предусмотрено приостановление подачи газа с предварительным уведомлением. В этих случаях, как и в случае недопуска, должны быть направлены два уведомления и приостановление подачи газа должно осуществляться не ранее чем через 40 дней. За это время можно спокойно поменять газовую колонку или другое оборудование, заключить необходимый договор на техническое обслуживание, и необязательно оставаться зимой без горячей воды или отопления.

Обязательно ли ставить приточные клапаны?
В последнее время одним из поводов для отключения газа «Калининградгазификация» называет отсутствие в домах приточных клапанов или недостаточный их диаметр.
В этом вопросе вовсе ничего непонятно: жильцам одних домов дают время на их установку, жильцам других при отсутствии приточного клапана в квартире сразу перекрывают «вентиль». 
К сожалению, нам не удалось найти нормативную документацию, в которой регламентированы параметры приточного клапана и необходимость его установки. У многих на окнах установлена система вентиляции, обеспечивающая постоянный приток воздуха в квартиру, но газовщики настаивают именно на установке приточных клапанов. 
Неясно также, почему тема необходимости в квартирах калининградцев приточных клапанов возникла именно в 2017 году, ещё год назад подобных требований при проверках не возникало.

За что отвечают управляющие компании?
Еще одной из причин отключения газа являются выявленные нарушения при проверке вентиляционных каналов и дымоходов, а также отсутствие тяги в квартирах. Понятно, что эксплуатация газового оборудования в этом случае опасна. Но ответственность за проведение проверок и обслуживание, включающее регулярные прочистки вентиляции и дымоходов, лежит исключительно на управляющих компаниях, плата за эти работы включена в тариф на обслуживания жилья. 
Вместе с тем управляющие компании, пренебрегающие своими прямыми обязанностями, к ответственности почему-то не привлекают: нам не известны случаи, когда на руководителя управляющей компании, по вине которой жильцы остались без газа, наложили взыскание или управляющую компанию за такую, без преувеличения, преступную халатность лишили лицензии. Увы, страдают в этом случае исключительно жильцы.
Редакция попросила прокомментировать ситуацию министерство строительства и ЖКХ области и «Калининградгазификацию». В одном из ближайших номеров газеты тема будет продолжена.
Важно!
1. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Обязанность об уведомлении о предстоящей проверке газового оборудования лежит на поставщике коммунальных услуг, и в любом случае он должен иметь доказательства того, что уведомление было вручено надлежащим образом.
2. Незамедлительное отключение газа без уведомления производится в исключительных случаях, при наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая. Непопадание в одну из квартир дома в этот перечень не входит. При непопадании в квартиру абоненту направляется уведомление способом, обеспечивающим его получение, и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.




Возврат к списку