Шопинг словно протест 26.09.2013

Шопинг словно протест

Кирилл СИНЬКОВСКИЙ

В польские магазины калининградцев, похоже, влечёт не только дешевизна товаров.

Последние несколько дней по cоциальным сетям гуляет забавная песня местной группы Paravoz (вроде именно так, через «а», пишется название) «Здравствуй, Бедронка, здравствуй, Лидл». В ней, как нетрудно догадаться, поется о шопинге в популярных среди калининградцев недорогих польских сетевых магазинах. 

Текст песни небезупречен, да и музыку я вроде где-то уже слышал. Но общую атмосферу покупательского бума группе удалось передать хорошо.
За пивом с колбасой
начинается гонка,
Здравствуй, Лидл,
здравствуй, Бедронка.
И потянулся в Польшу
калининградский пипл,
Здравствуй, Бедронка,
здравствуй, Лидл.

Рано утром в выходной герой (если угодно - лирический) будит жену, и они вместе, невыспавшиеся, едут в Польшу через Гжехотки, чтобы, отстояв в очереди на границе, оказаться наконец внутри заветного сетевого супермаркета, нагрузить доверху тележку, расплатиться на кассе, а потом удивиться: «Зачем нам столько?» 

А ведь действительно - зачем? Зачем мы чуть ли не еженедельно (а некоторые еще чаще) забиваем под завязку едой свои машины в соседней стране? Зачем делаем это так остервенело? Ведь многие поляки, наблюдая, с каким энтузиазмом мы сметаем с полок продукты, приходят к выводу, что в Калининграде едва ли не голод.? Ну да, конечно, в Польше еда дешевле и вкуснее. Это факт. Но стоит ли она многочасовых стояний на погранпереходах, трат на бензин, недосыпа? Мне кажется, не всегда. По себе знаю: изрядная часть купленного часто просто не съедается. Портится и выбрасывается. Тогда к чему все эти страдания? 

Представляется, что для многих поездка в Польшу за пресловутыми сосисками вовсе не операция по сокращению расходов на питание, не попытка сэкономить, а своеобразный демарш, акция протеста. Протеста против высоких цен в местных супермаркетах, против плохого качества продуктов, против жадного и не очень внимательного к покупателям калининградского (да и российского в целом) бизнеса.? Ведь это на Западе коммерция строится на конкуренции, а у нас - на необходимости. Местным предпринимателям (не без помощи властей, разумеется) сплошь и рядом удается поставить клиента в безвыходное положение.

Все мы, например, знаем, что транспортная система у нас никудышная, что автобусы старые, что кондукторы хамят, что водители за рулем курят и болтают по телефону, подвергая пассажиров серьезной опасности. Но деваться некуда. Ехать-то надо. Вот и перекладываем мы свои медяки в карман дяде-бизнесмену (общественный транспорт в нашем городе, как известно, в отличие от большинства европейских городов по большей части не муниципальный, а частный), который, если вдуматься, просто выкручивает нам руки. 
Почти та же история с супермаркетами. Крупные ритейлеры всеми правдами и неправдами задавили чуть ли не все маленькие магазинчики и успокоились. Они полагали, что нам просто некуда больше податься. Хотим-не хотим, а купим невкусные и дорогие сосиски, черствый хлеб и прокисшее пиво, отстояв еще при этом длиннющую очередь к кассе.

И мы, собственно, в большинстве своем так и поступали, пока в прошлом году не открылось малое приграничное передвижение. Польша с ее качественной и дешевой едой стала доступной без виз, и у основной массы калининградцев, может быть, впервые появился выбор, который, как мы видим, был сделан не в пользу местных торговых сетей. 

И дело, повторюсь, не только в том, что в Польше еда дешевле. Просто люди поняли, где их уважают и ждут, а где их ни во что не ставят, буквально заставляя покупать втридорога весьма посредственный товар. 
То есть это не столько вопрос денег, сколько вопрос самоуважения, достоинства. Это ведь очень унизительно - играть по чужим правилам в ущерб себе. А местный бизнес (не весь, конечно, но по большей части) как раз вынуждает нас играть по его правилам. До поры до времени мы подчинялись ему, а потом, когда появилась возможность этого не делать, сказали: «Хватит, больше ты не увидишь наших денег. Шиш тебе! Лучше мы их отдадим Бедронке или Лидлу».

По законам капитализма наши ритейлеры для того, чтобы бороться с польскими конкурентами, должны были бы снизить цены, улучшить качество обслуживания, расширить ассортимент. Однако у нас очень специфический капитализм, поэтому вышеперечисленные меры принимать никто особо не спешит. Еда у нас не то что не дешевеет - дорожает регулярно.

И это неудивительно. Наши бизнесмены - железные люди. Они не привыкли идти на поводу у покупателей они привыкли загонять их в свои магазины. И будьте уверены - рано или поздно загонят нас в них опять. Найдут способ, уверяю вас. Тем более, что все они, способы эти, лежат на поверхности. Оглянуться не успеем, как польские вкусности окажутся под официальным запретом. Или малое приграничное передвижение будет признано неэффективным и не оправдавшим себя. Да мало ли...

Впрочем, буду рад, если мои прогнозы не сбудутся... ?Но как бы то ни было, пока лавочка не прикрылась, надо пользоваться моментом. Не знаю как кто, а я на следующие выходные опять поеду в Польшу за продуктами. И не только за продуктами. Хочу новый компьютерный стол купить. Они там, говорят, раза в два дешевле, чем у нас. Так что: 
За пивом с колбасой
продолжается гонка,
Здравствуй, Лидл,
здравствуй, Бедронка.
…Ну и Икея, конечно, тоже здравствуй…





Возврат к списку